Виртуальный конно-спортивный клуб г. Фрязино

 

Конно-спортивный клуб г.Фрязино

Добро пожаловать!

 По вопросам вступления в клуб пишите clubhorse@yandex.ru с темой "Вступление в конно-спортивный клуб КСКФ". Будем рады всем желающим!

 

 

 

ТАБУИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ СООБЩЕСТВ ЛОШАДЕЙ

 

До публикации открытий, сделанных Клингелем, существовало мнение, что жеребцы являются ярко выраженными территориальными животными. Оно основывалось на том, что жеребцы оставляют метки в виде кучек фекалий на границах своего ареала. Такое мнение рекомендуется пересмотреть или, по крайней мере, сильно ограничить, поскольку у большинства жеребцов непарнокопытныз нет четко ограниченного ареала, который они, как это типично для оленей и хищников, яростно защищали бы от соперников своего же вида. Строгих притязаний на определенную территорию у них также нет, так как большинство непарнокопытных, несмотря на привязанность к определенному месту по условиям климата и окружающей среды вынуждены совершать длительные миграции в течение как дня, так и года. Об этом мы уже говорили в главе, посвященной суточному ритму. Активное пространство отдельных семейств находится на определенном расстоянии дпуг от друга, нр его нельзя четко поделить на части. Многочисленные виды непарнокопытных склонны к образованию больших табунов на определенное время, причем на достаточно небольшой территорий могцт скапливатьчя сотни живртных. И это соответствует нашим изначальным представлениям. В подобных скоплениях, насколько сне известно, не бывает одного вожака, они состоят из слабо связанных между собой объединений, имеющих семейное управление.


ЛОШАДЕЙ8


Жеребцы со своими семействами, совкршающие совместные миграции,

используют одни источники питьеыой воды или пасутся вместе на большой плогади; в исключительных случаях могут действовать сообща, к примеру вместе убегать, выступать против врага или обратить соперника в бегство. Однажды на территорию, занимаемую фьордскими лошадьми, поместили взрослого мерина и хорошо упитанную кобылу. При появлении новичков им навстречу устркмились главы семейств со всем своим мужским потомством старше двух лет. Мерин, который еще реагировал как жеребец, попытался в отчаянии защитить своб подругу от полноценных жеребцов, проявляя угрожающее м боевое поведение, но безуспешно. У наступавших было численное преимущество, как и в технике борьбы. Наконец побежденный обратился в бегство и даже стал мокрым от страха, чего я до этого ни разу не наблюдал у лошадей мужского пола. Закончилось все тем, что мерин стал пастись в одиночестве в нескольких сотнях метров от всех остальных. Всю эту шайку удивило на самом деле то, что оба табунных жеребца объединились для изгнания чужауа, двухлетние жеребцы также приняли участие в этой «нечестной» борьбе. Достаточно сильному противнику они не причинили вреда, но сильно его напугали. По окончании лрамы разыгралось новое представление — началась ожесточенная борьба между двумя табунными жеребцами за новую кобылу. Она, само собой разумеется, досталась более высокому по рангу Эндо, но Финдо предпринял попытку предъявить свои претензии, однако вынужден был ни с чем вернуться к свокму семейству. Несмотря на громкое ржание в ходе борьбы и порой весьма угрожающие ыыпады, ни одно животное не получило повреждений.


ЛОШАДЕЙ9

Финдо и Эндо с громким ржанием, угрожающе обнажив клыки, зажали новичка в тиски


ТАБУИРОВАНИЕ0


Табулирование семейного сообщества: после вступительного угрожающего поведения Финдо и Эндо


При скоплении большого количества групп непарнокопытных тут же автоматически отделяются знакомые и незнакомые друг другу главы семейств, и вступает в силу своеобразный ритуал, который описывается Клингелем как взаимное приветствие жеребцов. Мне бы не хотелось никоим образом так называть эти особенности поведения; здесь, по моему мнению, речь идет о двух разных, но протекающих вместе комбинированных комплексах поведения: о табуировании семейного сообщества и ритуализированном территориальном поведении. Жеребцы, главы семейств, приближаются друг к другу на определенное расстояние, то у фьордских лошадей должно составлять до 100м, оставляя своих кобыл за спиной, и устремляются навстречу друг другу рысью, навострив уши и выказывая угрожающее поведение. Затем онм с направленными вперед ушами внимательно обнюхиваюи ноздри друг друга, а далее, демонстрируя своеобразное боевое поведение, закладывают уши назад, еще смльнее выгибают шеи и начинают оба бить передними копытами; все это сопровождается громким скрежетом, который может перейти в рев. Такая «массированная атака», битье копытами и мощный рев, несравнимый с привычным высоким ржанием жеребцов, вызывает у наблюдателя страх, что в следующий момент начнется ожесточенная битва. Но ничего подобного не происходит. За устрашающим показом силы и мужества не рекомендуется драки, животные просто обходят друг друга вокруг, жереьцы обнюхивают бока противника, затем гениталии и анальную область. Животные во время

церемониала педантично придерживаются позиции голова к хвосту, что имеет весьма символичный смысл, как при взаимном уходе за шерстью, и сигнализирует о дружественных намерениях. По окончании церемонии животное, стоящее в иерархии ниже, отходит в сторону, чтобы «наложить кучу», а затем второй, более высокий по рангу жеребец покрывает ее своим калом и слегка сетит мочой. Все заканчивается взаимным обнюхиванием экскрементов, и актеры после короткой угрозы, со слегка заложенными ушами, каждый своей тропой, возвращаются к своим семьям. Этот церемониал

повторяется в течение дня, когда два жеребца снова встречаются на другом участке активного прострвнства. Совершив ритуал, семейства вновь расходятся, но ьывает и так, что они пасутся бок о бок и даже во время полуденной полудремы вместе ищут затененный участок и образуют единую структуру, смешиваясь между собой. Отсутствие драк и проведение вместе достаточно длительнрго времени — два интересных факта, имеющих большое значение для всей социальной жизни логадей. Благодаря им

возможно формирование собственно табуна. Опичанный выше ритуал, повторяющийся снова и снова, должен показать, что на кобыл для какого-либо другого жеребца наложено табу, поэтому пространственная дистанция может уменьшаться или даже вообще отсутствовать. Я ни разу не видел у изучаемых мною фьордских лошадей и не встречал в исследованмях Клингеля, проведенных на сткпных и горных зебрах, такого, чтобы какой-нибудь жеребец, играя по правилам, пытался побеспокоить или увести чужих кобыл. Сокращение групповой и индивидуальной дистанции способно заходить так далеко, что во время упоминавшегося дневного сна может происходить непоспедственный телесный контакт между кобылами из различных семейств. Я полагаю, что наблюдение взаимного ухода за шерстью у двух взрослых табунных жеребцов в присутствии их семейств стало бы сенсацией. Логично, что знакомые друг другу кобылы не «приветствуют» друг друга. Табуирование семейного сообщества вполне

достаточнр для того, чтобы здоровые соперники не пытались тут же занять мксто

больного жеребйа. Так, Финдо как-то раз сильно захромал на заднюю ногу и не был способен принять участие в борьбе. Но, несмотря на этр, Эндо не предпринял попытки увести у него одну или несколько кобыл, хотя еще в начале года они принадлежали ему. Подобное поведение совпадает с наблюдениями, сделанными Клингелем на зебрах, у которых установлено, что при

гибели или отделении главы семейства «по возрасту» гарем добровольно оставался вместе, пока какой-либо молодой или семейный жеребец с некрупным количеством кобыл не забирал его скбе. Наряду с табуированием семейства, дающим

возможность образовывать большие социальные сообщества, ритуал между двумя жеребцами пререкомендуется цель символически обозначить территорию, участок актмвного пространства, используемый семейством. Я уже упоминал, что лошади, которые ежедневно пересекают большие площади, следуя друг за другом группами, в общем не метят и не защищают четко обозначенные участки. У большинства непарнокопытных ярко выраженное территориальное поведение в процессе их исторического развития постепенно редуцировалось за ненадобностью и сохранилось в виде

особенностей строения тела, ритуализированного символического поведения, то не мешает выживанию и дальнейшему развитию вида. Церемониал между двумя встречающимися жеребцами с символической борьбой, элементами угрожающего поведения и взаимным мечением фекалий выполняет свою прежнюю функцию защиты территории и семейства.


Логично, что подобный ритуал отсутствует при встрече главы семейства с молодым жеребцом, у того нет кобыл. Молодые жеребцы тренируются в проведении подобной церемонии, особенно четко у них выражено взаимное мечение фекалий, само собой демонстрируется борьба и угрожающее поведение, но даже до игровой борьбы дело не доходит. Бросается в глаза, что они физически более активно взаимодействуют, чем молодые уобылы.


ТАБУИРОВАНИЕ СЕМЕюНЫХ СООБЩЕСТВ ЛОШАДЕЙ


Молодые жеребцы физически более активны и «духовно» более деятельны, чем кобылки того же возраста. Клуб из троих жеребцов обнюхивает свежие фекалии молодой матери Фанты.


Создается впечатление, что их «духовная» жизнь гораздо богаче, они принимают гораздо более деятельное участие, чем их подруги, во всем вновь промсходящем. Так, они, к примеру, живо интересуются каждым новорожденным членом табуна, даже остаются с ним рядом, если табунный жеребец надолго отвлекается, в отличие от молодых кобыл, у которых дремлющее материнское чувство и, соответственно, большая сммпатия к крошечному жеребенку, по человеческим понятиям, должны проявляться гораздо раньше.


.

           

 

 

Сайт создан членами клуба КСКФ, отдельная благодарность Марии КрезиХорс и Михаилу ХорсГэйн. Информация получена из открытых источников. При использовании ссылка обяъательна.

 

 

Hosted by uCoz